Инструкция выполнения упражнений
Последовательность выполнения упражнений может быть любая. Время выполнения также возможно разное. Возможно, будет удобно выполнять во время чистки зубов утром или вечером перед сном. Длительность – делаем упражнения мин 10 раз, далее увеличиваем до легкой усталости и с сильной амплитудой.
Между каждым упражнением делаем упражнения на расслабления языка.-поболтать языком в разные стороны;
- вытащить язык и положить на нижнюю губу, далее оставляя язык в этом положение закрыть и открыть рот, прижимая верхней губой язык к нижней губе.
Постарайтесь преподнести это ребенку в виде увлекательной игры, тогда занятия пройдут в непринужденной атмосфере. Можно предложить ребенку наугад вытаскивать карты и угадывать упражнение. Можно не выполнить некоторые и предложить ребенку вспомнить, какие забыли. Постепенно увеличивайте время выполнения упражнений.
Упражнение «Дудочка» или «Слоник»Представьте, что вы произносите звук [У]. Удерживаем упражнение на счет 10. Далее увеличиваем время удержания.
Упражнение «Слоник тянет хоботок»Вытягиваем губы вперед в положение «Слоник (дудочка)» и двигаем в разные стороны.
Упражнение «Улыбка дракончика» или «Заборчик» Зубы сомкнуты на одной линии. Представьте, что вы произносите звук [Ы]. Губы в напряженной улыбке. Удерживаем данное положение на счет 10. Далее увеличиваем.
Упражнение «Рыбка»Делаем хлопки, «шлепки» напряженными губами.
Предложите ребенку представить, что мы рыбки и так общаемся.
Упражнение «Грибок»«Прилепляем» язык к верхнему небу и натягиваем уздечку. Удерживаем на счет до 10-ти.
Упражнение «Маляр»Водим языком словно «кисточкой» по верхнему небу. Язык не выходит на «улицу». Останавливаемся за верхними зубами и ведем язык обратно к горлу.
Предложите ребенку представить, что он красит потолок в цвет, который ему нравится.
Упражнение «Лошадка»Щелкаем языком.
Язык старайтесь с трудом «отлеплять» от неба.
Предложите ребенку представить как цокает лошадка копытами.
Упражнение «Чистим зубки»Водим языком по внешнему верхнему ряду зубов. Также повторяем по внутреннему верхнему ряду зубов.
Упражнение «Вкусная конфетка»Упираемся, «тыкаем» сильным языком в одну и другую щеки.
Предложите ребенку представить, что у него во рту конфетка или кусочек фрукта.
Упражнение «Тянем язык к носу»Тянем сильным языком к носу. Желательно рот немного приоткрыть и не помогать языку нижними зубами и губой.
Упражнение «Иголочка»Тянем язык из рта.
Предложите ребенку представить, что это иголочка. Рот немного приоткрыт.
Упражнение «Вкусное мороженое (варенье)»Языком, как будто, слизываем варенье с верхней губы. Нижняя губа не принимает участие в движении.
Упражнение «Гармошка»Язык в положении упражнения «Грибок». Закрываем и открываем рот.
Упражнение «Зацепить за верхние зубы язык»Язык упирается и «зацепляется» за верхние зубы и прогибается, Язык сильный, рот приоткрыт в полуулыбке. Выполняем минимум 10 раз.
Упражнение «Качели»Язык вытянуть изо рта (выходит на «улицу»). Поднимаем язык вверх и опускаем вниз.
Упражнение «Тик Так»Двигаем сильным языком от одного уголка рта к другому. Имитируем тиканье часов «ТИК ТАК»
Упражнение на удержание губ внутри.Втягиваем губы внутрь и удерживаем губы на счет 10.
Упражнение «Глотание»- Язык в положении упражнения «Грибок», делаем глоток. Язык не открепляем при этом от неба. Делаем глоток воды и проглатываем воду в положении «Грибок»
- С пипеткой. Капельку воды поместить на язык. Язык примет положение «Грибок» и сглатываем воду. Язык за верхними зубами и прилип к нёбу.
Упражнения со шпателем - Шпатель прикрепляем языком к верхней губе. Удерживаем на счет 10.
- Шпатель размещаем за верхними зубами и удерживаем языком в этом положении. Губы не участвуют в процессе.
- Шпатель удерживаем поочередно в краях губ языком. Шпатель должен находиться по диагонали вверх.
- Шпатель удерживаем сильными губами. Губы втянуты внутрь.
- Шпатель удерживаем языком на нижней губе на счет 10.
- Держим шпатель как ориентир (по диагонали выше уголков рта) и тянем сильный язык к шпателю, пытаясь достать. Минимум 10 раз.
- Шпателем легко похлопайте по языку.
Упражнение на дыхание- Вдох резкий через нос и выдох спокойный и ровный через рот.
- Закрываем одну ноздрю пальцем и вдыхаем через свободную. Далее меняем ноздрю.
Упражнения с пуговицей - Кладем пуговицу на вытянутый вперед язык и убираем. Язык приобретает форму чашечки.
- Двигаем языком пуговицу вправо, влево.
- Двигаем пуговицу вверх, низ.
- Размещаем пуговицу между губами и зубами. Зубы и губы сомкнуты. Пытаемся, натягивая вытаскивать пуговицу, губы сопротивляются и не дают пуговице выскользнуть из губ.
Рекомендации упражнений по видам прикусов.Носит рекомендательный характер. Перед использованием проконсультироваться с врачом ортодонтом, миофункциональным специалистом.
Виды прикусов | Дистальный | Мезиальный | Открытый | Глубокий | Перекрестный | Диастема |
Выполняем | | | | Все | Все | |
Выполняем с осторожностью/ Исключаем | Все упражнения со шпателем: - № 7 Шпатель (дер. палочку) прикрепляем к верхним зубам - № 13 Шпатель удерживаем на нижней губе - № 1 Шпатель удерживаем сильными губами - № 25 Язык зацепить за верхние зубы и выгнуть. - № 31 Шпатель прикрепляем к верхним губам №20 – Упражнение втягиваем губы внутрь и держим | - № 1 Шпатель удерживаем сильными губами - № 15 Рыбка. - № 30 Вкусное мороженое - № 23 Упражнение "Тянем язык к носу" -№20 Упражнение втягиваем губы внутрь и держим | - № 7 Шпатель (дер. палочку) прикрепляем к верхним зубам - № 25 Язык зацепить за верхние зубы и выгнуть | | | - № 7 Шпатель прикрепляем к верхним зубам -№ 25 Язык зацепить за верхние зубы |